Иоганн Вольфганг фон Гёте

Фауст (пер. Пастернака) - страница № 133

Дар Цереры дамам статным... - Церера (греко-римская мифология) - богиня земледелия, ее дар - золотые колосья.
Теофраст (III в. до н. э.) - греческий философ; считается основоположником ботаники.
Полишинели - веселые маски в итальянской (особенно неаполитанской) комедии масок.
Парки (греко-римская мифология) - богини судьбы, прядущие нить человеческой жизни; из них Клото вила нить, Лахезис вращала веретено, а Атропос перерезала ножницами нить человеческой жизни; Гете ошибочно наделил Клото функциями Атропос, а Атропос - функциями Клото.
Фурии (греко-римская мифология) - богини-мстительницы. - Ночами злого духа Асмодея. - Асмодей - имя дьявола, разрушающего семейный союз (еврейская мифология); сочетание имени греческой фурии Мегеры с именем библейского дьявола - в духе смешения мифологических представлений, свойственном эпохе Возрождения.
Зоило-Терсит. - Сочетание имен двух завистников: Зоила - греческого грамматика (III в. до н. э.), хулителя Гомера, и Терсита - труса и завистника из "Илиады".
Мальчик-возница. - Согласно разъяснению Гете это - Линкей из третьего акта трагедии.
Плутус - Плутон (греко-римская мифология), повелитель подземного мира (Аида). В свите Плутона, наряду о персонажами античной мифологии: фавнами, сатирами, нимфами, наядами, ореадами, нереидами и Паном (божество природы) выступают также и персонажи германского мифа - гномы: металлурги, кузнецы и хранители металлов и драгоценностей. Плутон в настоящей феерии выступает не столько как повелитель Аида, сколько в качестве бога драгоценных ископаемых.
Все в робости замрет кругом, / Едва забудется он сном. - Согласно греческой мифологии во время полуденного сна Пана спит и вся природа.

Сад для гулянья

Где на море всего сильней волненье... - Фантастическое повествование Мефистофеля о подводном царстве основано на оптических наблюдениях Гете, изложенных в "Учении о цвете", часть дидактическая, 78.
Взметет Фетида раковинок пласт / И новому Лелею руку даст... - Фетида - морская нимфа; Пелей - супруг Фетиды и отец Ахилла.

Темная галерея

То - Матери. - Миф о Матерях в основном - вымысел Гете, на который его натолкнуло одно место из "Жизнеописаний" Плутарха. (см. Эккерман, Запись от 10 января 1830 г.). В главе 20 "Жизнеописания Марцелла" читаем: "Энгиум - небольшой, но старинный город Сицилии, известный благодаря богиням, именуемым Матерями, храм которым там воздвигнут".

Ярко освещенные залы

Сцена заклинания духов заимствована из народной книги о докторе Фаусте, где Фауст вызывает перед императором дух Александра Великого и его жены, а затем, в компании студентов, и дух прекрасной Елены. Заклинание духов встречается и в других, позднейших обработках легенды о Фаусте.
Но мы подобное подобным лечим, / Стопу - стопой... - Гете иронизирует здесь над известным положением гомеопатического врачевания: "Похожее врачуется похожим".

Рыцарский зал

Не царский сын, а пастушок топорный... - Парис, по греческому мифу, пас отцовские стада, когда к нему пришли три богини: Гера, Афродита и Афина с просьбой избрать из них красивейшую.
Стройна, крупна. А голова - мала. - В этом критическом замечании "пожилой дамы" касательно сложения вызванного Фаустом образа Елены повторяется мнениЬ римского ученого Плиния Старшего (23-79 гг. н. э.) о работах античного скульптора Лисиппа. - Она - луна, а он - Эндимион. - Прекрасный юноша-охотник Эндимион был любимцем Дианы, богини охоты, и Луны (греко-римская мифология).
Я понял наконец. Названье сцены, / Как видно, "Похищение Елены". - "Похищение Елены" - название слабой пьесы александрийского поэта Калифоса (V в. н. э.).
Ремарка: Духи обращаются в пар - от прикосновения Фауста, позабывшего, что перед ним не живые Парис и Елена, а сотворенные Матерями прообразы, по подобию которых были в свое время созданы реальные Елена и Парис. АКТ ВТОРОЙ
Этот акт Гете написал в 1827-1830 годах. План второй части "Фауста" от 1816 года не содержит никаких намеков на затронутые в нем мотивы.