Иоганн Вольфганг фон Гёте

Фауст (пер. Пастернака) - страница № 136

Ивиковы журавли - свидетели смерти поэта Ивика, убитого разбойниками по пути к Истмийским играм, указавшие виновников злодеяния. Журавли и пигмеи (согласно греческой, а также средневековой немецкой мифологии) находятся в непримиримой борьбе. Гете трактует здесь эту борьбу как противопоставление "вулканической теории" (объяснявшей происхождение рельефа земли как результат воздействия жидкого пламени ее сердцевины на ее твердую оболочку) и "нептунической теории" (объяснявшей строение земли как результат сложного процесса превращения влаги в плотное вещество); обе эти теории в настоящее время признаны устаревшими.
Свой Ильзенштейн там Ильза стережет, / На высоте своей нас Генрих ждет... - Долина Ильзы и скала Генриха на Брокене, близ деревни Эленд (см. прим. к "Вальпургиевой ночи" в первой части "Фауста"),
Эмпуза - одноногая ламия-оборотень, меняющая свою безобразную внешность на обольститедьяую; ослиной ногой наделила ее греческая мифология, - ослиными ушами - фантазия Гете.
Ореады - горные нимфы. - Когда бежал по той дороге, / Сраженье проиграв, Помпей. - Имеется в виду бегство Помпея, разбитого Цезарем в сражении при Фареале (9 августа 48 г. до и. э.).
Анаксагор (500-428 до н. э.) и, ниже, Фалес (род. 640 г. до н. э.; год его смерти неизвестен) - греческие философы; Анаксагор утверждал, что солнце - пылающая масса и что от земли, как от центра мира, отторглись громадные куски материи, превратившиеся в планеты; последние время от времени снова падают на землю. В "Классической Вальпургиевой ночи" Анаксагор выступает в качестве родоначальника вулканизма; Фалес, напротив, является родоначальником и представителем нептунизма, ибо он, по свидетельству Аристотеля, считал "праматерией" воду - на том основании, что всякое семя влажно, равно как влажны и все питающие землю соки. В своих геологических воззрениях Гете склонялся к нептунизму.
В трех этих именах, тройчатый (образ)/- В некоторых мифологических вариантах Геката считалась божеством, тождественным с Луной, Артемидой и Прозерпиной-Гекатой; первой она была на небе, второй - на земле и третьей - в подземном царстве.
Нереиды - дочери Нерея, морские существа, полулюди-полурыбы (греческая мифология).
Нерей - один из морских богов, подвластных Посейдону, знаменитый прорицатель, предсказавший Парису гибельные для Трои последствия похищения Елены.
Галатея - одна из дочерей Нерея, прекраснейшая из нимф; здесь она, как сказано, заступает место Афродиты, от которой унаследовала храм в Пафосе на о. Кипре, а также колесницу и свиту морских божеств.
Мы на щите Хелоны... - вернее, на черепашьем панцире Хелоны, нимфы, обращенной Гермесом в огромную черепаху.
Протей - сын Океана и Фетиды, мудрый морской старец ("Одиссея", IV, 384), прорицатель; он мог принимать любой образ. Гете здесь мыслит его как олицетворение самого принципа метаморфоз (превращений, наблюдающихся в мире природы).
Тельхины, - мифические жители Родоса, открывшие обработку, металлов, и соорудившие большую статую Гелиоса Тельхидскщго, о гибели, которого и повествует Протей в последующих стихах.
Пленись задачей небывалой, / Начни творенья путь сначала. - Фалес советует Гомункулу, стремящемуся войти в сонм органических веществ, обручиться сначала с праматерией - водной стихией, из которой, по мнению этого философа, возникло все живое.
Псиллы и марсы - заклинатели змей, мифические обитатели Ливии и Нижней Италии. - Ничей не пугает девиз / Креста ли, или полумесяца, / Орла иль крылатого льва. - Крест - эмблема, начертанная на знаменах рыцарей-крестоносцев; полумесяц - герб Оттоманской империи, эмблема магометанства; орел - герб римского государства; крылатый лев - герб Венеции. Здесь имеется в виду чередование господства Рима, Венеции, рыцарей-крестоносцев (во время второго крестового похода) и Турции в Эгейском море.
Последнее четверостишие гимна сирен, заключительная строфа всей сцены, содержит прославление четырех стихий, гармонически слившихся - властью Эроса (гения любви) - у ног Галатеи.